о тренировочном процессе волгоградских марафонцев рассказывает Владимир ЗахаровЗаслуженный тренер России по плаванию Владимир Захаров может похвастать таким внушительным списком именитых воспитанников, о каком многие наставники могут только мечтать – именно он привел Ларису Ильченко к восьми титулам чемпионки мира и к победе на Олимпиаде в Пекине, Юрия Кудинова к пяти золотым наградам мировых форумов, Даниила Серебренникова к призовым местам чемпионатов мира и Европы… Продолжается напряженная работа по подготовке новых кадров для российской сборной по плаванию в открытой воде – на чемпионате и первенстве России, которые две недели назад завершились в Анапе, волгоградская команда заработала четыре медали, а Мария Булахова пробилась на чемпионат мира по водным видам спорта. Владимир Николаевич подвел итоги и рассказал о ближайших планах, перспективах и особенностях своего вида.
Владимир Захаров (справа) на Олимпиаде в Пекине
вместе со своей самой титулованной ученицей Ларисой Ильченко
– Какими стали для вас итоги чемпионата и первенства России? Хорошими? Удовлетворительными?– Как всегда, хотелось бы лучше, но сложно было на что-то рассчитывать в отсутствие лидера – Ларисы Ильченко. Главная задача – отобраться на чемпионат мира в Шанхай – частично выполнена. А в целом уровень наша команда показала хороший, заняла второе место в общем зачете. Плыли все дистанции, включая 16 километров. Молодые ребята уже подтягиваются к высоким результатам. Да и сам чемпионат России с каждым годом проходит все лучше и лучше, уровень растет, конкуренты тоже не дремлют, так что если стоять на месте, то командные результаты радовать не будут. Поэтому мы продвигаемся вперед.
– Как изменился уровень чемпионата и в организационном, и в спортивном отношениях за последние годы?– В прошлом году на национальном первенстве были серьезные организационные проблемы, из-за непогоды сорвало буи, да и на официальные соревнования это было мало похоже – просто прикидка состояния сборной России. А в этом году уже настоящий чемпионат: четко размечена трасса, решены все важные проблемы… За те полтора десятка лет, что проводятся соревнования, их уровень очень сильно вырос. Быстро растет и мастерство спортсменов. С введением 10-километрового старта в программу Олимпийских игр многие ведущие пловцы ушли на эту дистанцию, хотя раньше основной считалась 25 км. Уровень мирового плавания в открытой воде также очень возрос, здесь стартуют уже и призеры Олимпиад в бассейне. Конкуренция высокая, сюрприз может преподнести любая страна – та же Украина раньше вообще не участвовала в наших соревнованиях, сейчас стала проявлять активность. Казахстан подтягивается, в частности, силами Юрия Кудинова, который тренируется в Волгограде, но на чемпионате мира представит эту страну. И китайцы набирают обороты, способны преподнести сенсацию. Стремительно развивается вид в южных странах.
– Расскажите о молодежи, которая выступала в первенстве. Какие у них перспективы, может быть, скоро «созреют» для взрослой команды?
– С основной командой пока можно не торопиться – дело в том, что через в год в Канаде впервые в истории плавания в открытой воде пройдет первенство мира среди юношей и юниоров. Младшие поплывут командную гонку на 3 км и индивидуальную на 5 км, старшие – индивидуальную на 7,5 км и командную на 5 км. Кстати, групповые заплывы набирают популярность, на чемпионате мира в Китае они будут впервые представлены на таком высоком международном уровне. И неудивительно – эта дисциплина очень интересная, хорошо смотрится. Конечно же, волгоградские спортсмены претендуют на участие в первенстве мира, хорошие результаты показывают Полина Волкодавова, Алина Демкина, другие ребята… Но надо еще работать и работать.
– А как происходит набор в группу пловцов в открытой воде? Спортсмены сами приходят, или вы их приглашаете, как в свое время Ларису Ильченко?– Разные случаи бывают. Вот за Волкодавову, например, попросил ее тренер, Демкина сама пришла. А в основном мы лично отбираем, готовим. Вот Ильченко. Если бы Лариса осталась в бассейне, она бы стала хорошей спортсменкой. А так как перешла на открытую воду, то стала спортсменкой выдающейся.
– Что вы должны увидеть в пловце, чтобы предположить в нем высокий потенциал для открытой воды?– Если брать пример Ильченко, то Лариса в бассейне была по скорости на голову выше многих пловчих, в итоге именно своим коронным финишным рывком, по одному сценарию, она восемь раз выиграла чемпионаты мира и Олимпийские игры, а также многие этапы Кубка мира и другие соревнования. Выходя на финишный отрезок, она показывала такие скорости, которые другие пловчихи просто не выдерживали. И, конечно же, я обращаю внимание на характер спортсмена, его развитие – он должен быть сообразительным, контролировать ситуацию, соперников, дистанцию, грамотно плыть.
– Кстати, сколько времени требуется спортсмену, чтобы «раскрыться» в новой стихии?– Все очень индивидуально. Распространено мнение, что марафонцы – это трудоголики, отличительная особенность которых – умение плыть долго, но медленно. Но нет. Это очень быстрые пловцы, ничем не уступающие по скорости тем, кто соревнуется в бассейне. Плюс это еще и очень сложный вид спорта в плане тактики и условий. Если в бассейне спортсмен находится в «стерильных» условиях, на личной дорожке, при идеальной разметке, то в открытой воде ему приходится бороться и с течениями, и с соперниками, и с другими не всегда благоприятными условиями. Плюс очень большой элемент непредсказуемости. Поэтому нужно несколько лет для того, чтобы приспособиться и начать показывать результаты. Первые два-три года пловцы, перешедшие к нам из бассейна, тратят на то, чтобы адаптироваться. Вот, например, Маша Булахова. Она выступала на чемпионате России уже в третий раз, но только в этом году показала грамотное плавание. Точно держала направление, контролировала соперниц, а первые два раза она плыла бездумно.
– У Анастасии Иваненко, которая перешла недавно на открытую воду, такой процесс адаптации еще не прошел?– Иваненко приехала из Воркуты в Волгоград специально к тренеру Борису Дубинину, который вернулся в город после того, как работал наставником национальной команды Египта. В бассейне у Насти очень высокие результаты, она была чемпионкой мира, рекордсменкой России. Казалось бы, ее скоростные возможности и тренированность дарят ей светлые перспективы на открытой воде. Но на первом для нее чемпионате России ничего не получилось – нужны еще два-три года, чтобы стать полноценной пловчихой открытой воды.
– Спортсмены, которые продолжают одновременно выступать и в бассейне, и на открытой воде, со временем должны выбрать какой-то один вид, расставить приоритеты?– Нужно делать ставку на то, что лучше в данный момент получается, потому что ситуации всякие бывают. Даниил Серебренников, например, на открытой воде на Олимпийские игры не отобрался, зато стал чемпионом России на дистанции
1500 м. Сейчас мы с ним готовимся ко Всемирной универсиаде, которая в августе пройдет в Китае – и он, и Булахова будут стартовать на 10 км, которые впервые вошли в программу этих соревнований, потом Даниил будет там же стартовать еще и в бассейне на 1500 м. И следующий сезон, конечно же, посвятим подготовке на полуторакилометровой дистанции.
– А какие ближайшие планы у Булаховой, которая едет в составе сборной России на чемпионат мира в Китай?– Сейчас Маша находится на сборах. В Шанхае ей придется тяжело – Булахова первый раз будет плыть 25 км, отбором на которые и были 16 км на чемпионате России. Она и эту-то дистанцию плыла впервые, но показала себя очень достойно, справилась. Но 25 км – это на 9 км длиннее, поэтому перед ней стоит задача попасть в число двенадцати лучших, 12-е место дает очко в командный зачет. А рассчитывать на призовые места пока рано. В Шанхай я с Булаховой не еду – два дня побуду с ней на сборах, сделаю последние наставления. 12 июля команда улетает в Китай. Потом Маша вернется, следом еще одни сборы, и затем уже втроем мы отправимся на Универсиаду в Шеньжень. А в начале сентября в Эйлате, в Израиле, будет чемпионат Европы – там Булахова также примет участие, поплывет 25 км второй раз в жизни.
– Как видно, календарь очень насыщенный. А в целом достаточно ли проводится соревнований на открытой воде в России и за рубежом?
– Международных стартов очень много, выступать на всех них – материально тяжело, да и необходимости в этом нет. В России стартов поменьше.
– Незадолго до Олимпиады в Пекине Лариса Ильченко рассказывала, что открытая вода не пользуется большой популярностью, многие даже не знают о существовании такого вида. Изменилось ли что-то с введением этой дисциплины в программу Игр?– Изменилось, и очень сильно. Совсем недавно мы с Серебренниковым вернулись с «Мировой мили», которая проводится в Англии – все прошло замечательно, красивые соревнования, очень много и зрителей, и участников. В других странах вообще наш вид популярен, да и в Анапе, где проходят чемпионаты России, аудитория растет. Потому что и качество национального первенства очень выросло – для того, чтобы попасть на него, нужно пройти отборочные этапы, просто так там выступать уже никого не возьмут. Наконец, очень радует возросшее внимание к открытой воде со стороны властей – по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, вид стал более материально обеспеченным.
– Напоследок вопрос – как дела у Ларисы Ильченко?– В ближайшее время ей предстоит принять важное решение – продолжит ли она спортивную карьеру либо завершит ее. Конечно, в случае возвращения принять участие в Олимпиаде в Лондоне в открытой воде ей уже вряд ли доведется, но всегда есть шанс прорваться на Игры в бассейне.
Прощаясь, Владимир Николаевич попросил отметить, что для пловцов в Волгограде созданы прекрасные условия. Действительно, бассейн «Искра», который по праву считается лучшим в городе, обладает всей необходимой инфраструктурой для подготовки чемпионов. А сейчас там проходит реконструкция, которая подарит спортсменам новые возможности для роста. Приятно осознавать, что болезненный для всего российского спорта вопрос материальной обеспеченности не стоит остро перед нашими пловцами, что позволяет рассчитывать на новые победы и новые имена.